Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Рекомендации психолога

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – особое состояние с характерным эмоциональным и интеллектуальным истощением, общей физической усталостью, вызванное в результате постоянного стресса на работе. Кроме этого определения, его еще называют «профессиональное выгорание» или «эмоциональное сгорание».

В основном синдром присущ сотрудникам социальных профессий, а также должностей, связанных с предоставлением помощи людям. В первую очередь выгоранию подвергаются учителя, социальные и медицинские работники, спасатели, полицейские и т.д.

Рассмотрим 5 групп симптомов, характеризующих синдром эмоционального выгорания:

Физические:

  • слабость;
  • изменение массы тела;
  • расстройство сна;
  • ухудшение общего состояния здоровья;
  • ощущение нехватки кислорода, отдышка;
  • головные боли, тошнота, тремор конечностей;
  • скачки давления;
  • болезни сердца.

Эмоциональные:

  • дефицит эмоций, нервное истощение;
  • пессимистический взгляд на происходящее, цинизм и бесчувственность;
  • равнодушие и постоянное чувство усталости;
  • ощущение безысходности и фрустрации;
  • вспыльчивость;
  • состояние тревоги, нарушение способности к концентрации внимания;
  • подавленность, идея виновности, депрессия;
  • безостановочное рыдание, истерика;
  • деперсонализация (расстройство самовосприятия личности);
  • стремление к одиночеству;
  • утрата надежд, жизненных идеалов, профессиональных перспектив.

Поведенческие:

  • увеличение рабочего времени, проблемы с выполнением текущих дел;
  • на протяжении рабочего дня появляется чувство усталости, желание сделать перерыв на отдых;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • отсутствие аппетита или переедание;
  • уменьшение любых физических нагрузок;
  • оправдание табакокурения, употребления алкогольных напитков, лекарственных препаратов;
  • проявление агрессии;
  • производственные травмы.

Социальные:

  • отсутствие желания на социальную деятельность;
  • ограничение общения с коллегами вне рабочего времени;
  • ухудшение отношений как с сотрудниками, так и с домочадцами;
  • чувство отверженности, непонимания со стороны окружающих;
  • ощущение отсутствия поддержки и помощи от родных и близких людей, коллег.

Интеллектуальные:

  • отсутствие интереса к новому на работе, поиску альтернативных вариантов в решении проблемных вопросов;
  • нежелание участвовать в семинарах;
  • выполнение работы по стандартным схемам и шаблонам, нежелание применять творчество, придумывать что-то новое.

К профессиональному выгоранию приводит воздействие совокупности следующих факторов:

Личностные:

  • Сопереживание. Частое проявление эмпатии к другим приводит к риску выгорания. Отсутствие или низкая эмпатия может обернуться личной неуверенностью, заниженной самооценкой.
  • Чрезмерное стремление к идеалу. Стремление к перфекционизму даже в самых мелких деталях, недовольство проделанной работой, незначительные погрешности приводят к эмоциональной пустоте.
  • Эмоции. Сильные эмоциональные переживания по поводу и безприводят к перегоранию.
  • Мнения окружающих. Зависимость от чужих мнений порождает неуверенность и боязнь выдвинуть свое предложение, высказаться.

Статусно-ролевые:

  • Ролевой конфликт заключается в неопределенности между двумя ролями. Например, семьей или работой, несколькими должностями и т.д.
  • Должностная неопределенность. Не зная своих обязанностей, сотрудник может беспочвенно завышать свою ответственность. Незнание ожиданий руководства.
  • Неудовлетворенность карьерой. Работник может считать, что мог бы добиться больших успехов, ведь приложенные усилия не приносят должных ожиданий.
  • Несовместимость с коллективом. Отверженный коллегами сотрудник теряет свою значимость и занижает самооценку.
  • Низкий социальный статус. В профессиональном плане человек может быть хорошим специалистом, а общество может низко оценивать эту специальность. Следствием этого является появление выгорания.

Профессионально-организационные причины:

  • Рабочее место. Оно должно соответствовать стандартам, быть комфортным. Усталость наступает быстрее если в помещении температура повышена или понижена, шумно и т.д;
  • Переработка. Частые задержания на работе, выполнение заданий дома приводят к отсутствию личного времени и сильной усталости;
  • Неравенство в коллективе;
  • Отсутствие профессиональной и социальной поддержки;
  • Стиль руководства. Авторитарный стиль приводит к чувству незащищенности; страха. Мягкий руководитель порождает беспредел;
  • Отсутствие права голоса. Невозможность принимать участие в обсуждении проблем организации, предлагать собственные идеи, отсутствие обратной связи с руководством оборачиваются для сотрудника сомнением в профессиональной ценности и уверенности в себе.

Стадии развития

На сегодняшний день ученые выделили несколько теорий, описывающих протекание стадий профессионального выгорания. Наиболее распространенной стала теория Дж. Гринберга, представившего данный процесс в виде пяти ступеней:

  1. Первоначальное состояние носит название «медовый месяц». Изначально сотрудника устраивают условия и обязанности, он выполняет все поручения в лучшем виде и с большим желанием. Встречаясь с конфликтами на работе,трудовая деятельность все больше начинает переставать его удовлетворять, энергичность продолжает падать.
  2. Стадия «недостаток топлива» проявляется в присутствии усталости, апатии, плохого сна. Если мотивация и стимулирование начальством не проводится, сотрудник вовсе утрачивает заинтересованность к трудовой деятельности или же теряется интерес к кампании и результатам своего труда. Работники могут начать вести себя не профессионально, уклоняться от прямых обязанностей, т.е. нарушать трудовую дисциплину. При хорошем мотивировании со стороны руководства человек может продолжать выгорать, используя внутренние резервы, что вредит здоровью.
  3. Затем наступает ступень «хронические симптомы». Длительная профессиональная деятельность без перерывов на отдых, отпуск доводит человеческий организм до изнеможения и подверженности к заболеваниям. Также присутствуют такие психологические состояния как постоянно преследующая раздражительность, чувство злобы, моральная подавленность, острая нехватка времени.
  4. «Кризис». На предпоследней стадии у человека развиваются хронические болезни. Результатом этого является частичная или полная потеря работоспособности. Переживания в своей рабочей неэффективности многократно усиливаются.
  5. «Проживание стены». Психологические переживания, физическое истощение перерастают в острую форму и могут привести к возникновению опасных болезней, оказывающих угрозу жизни. Проблемы накапливаются и карьера может разрушиться.

Как бороться с этой проблемой?

Людям свойственно игнорировать симптомы профессионального выгорания. Такая позиция может обратиться хроническим состоянием, очень похожим на депрессию. Чтобы преодолеть сгорание важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • Для преодоления СЭВ в первую очередь важно признать проблему. В быстром темпе, который диктует современность, перегореть может каждый.
  • При возможности следует написать заявление на отпуск. Это позволит в спокойной обстановке обдумать все повседневные и рабочие трудности. Отдых даст возможность «перезагрузиться» и набраться энергии.
  • Проводить больше времени с близкими. Крепкие семейные, дружеские отношения, пожалуй, лучший способ избавления от угнетенного состояния. Лучше поделиться проблемами с родственниками или друзьями, провести с ними свободное время. Это способствует появлению внутренней гармонии, уверенности в себе, заряду позитивом.
  • Заняться интересным для себя делом. Важно кроме работы найти увлечение, которое поможет отвлечься от рабочих и бытовых хлопот. Занятия спортом, походы в тренажерный зал, фитнес, борьба, плаванье или такие хобби как танцы, конные прогулки, рисование, теннис, аэробика и т.д. обязательно помогут позабыть о проблемах и разнообразить времяпровождение.
  • Обратиться к психологу. Если в одиночку не получается выбраться из сложившегося состояния, лучше прибегнуть к помощи со стороны.

Профилактика эмоционального выгорания

Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия. 
    Особенно  важным становится осуществление мер, направленных на предупреждение или устранение эмоциональных перегрузок педагогов.

    С целью профилактики и устранения симптомов эмоционального сгорания у педагогов заслуживает внимания система упражнений, разработанных  Дж. Рейнуотером, К. Шрайнером.

Система включает в себя 4 уровня профилактики и устранения синдрома эмоционального сгорания:

1. Органический (телесный). Снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета.

2.  Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний.

3. Рациональный (смысловой). Приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины.

 1 УРОВЕНЬ Органический (телесный)

Цель:  релаксация, снятие напряжения, усталости.

 “Дыхание на счет 7-11”

Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно вначале ВЫ почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11      при выдохе.

“Снятие напряжения при помощи воображения”

Направьте внимание на напряженную мышцу. Вообразите, что она превращается во что-то мягкое. Некоторые люди представляют как их напряженные мышцы превращаются в глину, хлопок, вату.

 “Самомассаж”

Даже в течение напряженного дня всегда можно выкроить время и расслабиться. Вы можете слегка помассировать определенные точки тела. Надавливайте не сильно, можно закрыть глаза. Вот некоторые из этих точек:

  • межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
  • задняя часть шеи: мягко сожмите несколько одной рукой;
  • челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
  • плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
  • ступни ног: если Вы ходите по магазинам, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как бежать дальше.     

  “Релаксация”

Займите удобное положение, выпрямите спину. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и легкие. Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных вдохов. Теперь спокойно, без специальных усилий сделайте новый вдох. Обратите внимание, какие части Вашего тела соприкасаются со стулом, полом, кроватью или землей. В тех частях тела, где поверхность поддерживает вас, постарайтесь  ощутить эту поддержку немного сильнее. Вообразите, что стул/пол/кровать/земля приподнимаются, чтобы поддержать вас. Расслабьте те мышцы, с помощью которых вы сами поддерживаете себя. Это упражнение позволит расслабить мышечные зажимы, отвлечь внимание от беспокоящих мыслей. Его хорошо использовать в условиях отдыха, даже кратковременного.         

 2 УРОВЕНЬ  Эмоциональный

Цель: снятие ощущений подавленности, бессилия, усталости от контактов с другими людьми.

 “Передышка”

Обычно, когда мы бываем расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов – “выбросить из головы”.

Отложите в сторону все проблемы. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если Вам так больше нравится. Посчитайте до пяти, пока делаете вдох и до семи, когда выдыхаете. Представьте, что когда Вы наслаждаетесь этим глубоким неторопливым дыханием, все Ваши неприятности и беспокойство улетучиваются.

 “Простые утверждения”

Повторение хороших, простых утверждений позволяет справиться с эмоциональными переживаниями. Например:

  •  Сейчас я чувствую себя лучше.
  • Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться.
  • Я справляюсь с напряжением в любой момент, когда я пожелаю. 

Постарайтесь придумать свои собственные формулировки. Делайте их краткими и позитивными, избегайте негативных слов. Очень важно повторение. Повторяйте их несколько раз вслух или записывайте на бумаге.

 “Убежище”

Представьте себе, что у Вас есть удобное надежное убежище, в котором Вы можете укрыться, когда пожелаете. Вообразите себе картину в горах или лесную долину, о которой никто кроме Вас не знает, сад на Гаити и т.д. Мысленно опишите это безопасное удобное место. Ложась спать представьте себе, что вы отправляетесь туда. Повторяйте это несколько раз в течение дня.

 “Оживление приятных воспоминаний”

Вспомните то время в своей жизни, когда вы были уверены, что по настоящему любимы. Выберите какой-нибудь эпизод этого периода и заново переживите его во всех деталях. Или: вспомните те моменты, когда вы испытывали какие-то острые переживания. Были влюблены…Вас озарило вдохновение… Вы были захвачены чтением, работой или какой-то другой важной деятельностью… Слушали музыку или делали что-0то другое. Выберите один из таких высших пиков Вашей жизни и постарайтесь пережить его заново. Теперь попробуйте ответить самому себе: каковы самые существенные особенности этого переживания? Что мешает вам испытывать такие чувства сейчас?  

3 УРОВЕНЬ  Рациональный (смысловой).

 Цель: формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия, поиск новых смыслов своей деятельности.

 “Сделайте шаг”

Часто источником беспокойств и огорчений являются реальные события, порождающие нашу неуверенность. Здесь поможет вопрос, обращенный к самому себе:

Что следует предпринять в первую очередь, чтобы выйти из создавшейся ситуации?

В случае затруднений с чего начать, предлагаем список позитивных действий:

  • Запишите все свои мысли, касающиеся данной проблемы.
  • Запишите все альтернативы, постепенно сведя их до двух-трех.
  • Начните с наиболее срочной проблемы.
  • Займитесь решением самой приятной и легкой части проблемы.     

 “Волшебное слово”

Прерывает автоматический поток мыслей при помощи успокаивающего слова и фразы.

Выберите простые слова типа: мир, отдых, покой. Вместо слов можно считать: 1001, 1002 и т.д. или использовать фразы: глубокое и еще более глубокое расслабление. Пусть мысли проносятся в Вашей голове, не давайте им завладеть Вами. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Повторите слово, фразу или считайте про себя в течение шестидесяти секунд. Дышите медленно и глубоко. 

“Отвлечение внимания”

Отвлечение внимания – это способ позитивного отвлечения, который блокирует стрессовые мысли и чувства.

В течение нескольких минут сконцентрируйте свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены 4 возможности:

  • Запишите 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете. Это могут быть не обязательно важные вещи, просто те, которые доставляют Вам удовольствие, например, домашний праздник.
  • Медленно сосчитайте предметы эмоционально нейтрально окрашенные: листья на цветке, пятнышки на квадрате черепицы, буквы на отпечатанной странице и т.д.
  • Потренируйте свою память, вспоминая 20 осуществленных Вами вчера действий.
  • В течение двух минут займитесь перечислением качеств, которые вам в себе нравятся, и приведите примеры каждого из них. 

4 УРОВЕНЬ Поведенческий

На поведенческом уровне снижению напряжения способствует изменение привычных форм поведения, обращение к любимым занятиям. Это позволяет  отвлечься от неприятных мыслей, а иногда и найти решение проблемы.

 Ожидаемый результат:

  • Устранение эмоциональной напряженности, успокоение.
  • Ослабление проявлений утомления, восстановление.
  • Повышение психофизиологической реактивности, активизация.

  

Пройти диагностику можно здесь:

Опросник на выгорание (MBI) >>>>

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко >>>>

Педагог- психолог Писарева О.Г.

Ситуационные, Поведенческие, Коммуникативные, Когнитивные, Эмоциональные индикаторы суицидального риска

раскрыть » / « свернуть

ПАМЯТКА «КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА»раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта